Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова – один из старейших музеев России. Учреждён Постановлением Уфимского Губернского ревкома от 05.11. (23.10. по с.с.) 1919. Открыт 05.01.1920 как Уфимский художественный Пролетарский музей им. Октябрьской революции. С 1929 – Башкирский государственный художественный музей, с 1954 – Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, с 1994 – Государственный художественный музей им. М.В. Нестерова Республики Башкортостан, с 1998 – Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
Расположен в бывшем особняке купца-лесопромышленника М.А. Лаптева (1845–1919), построенном в 1913 по проекту А.А. Щербачёва (1858–1912) в стиле «модерн». Находится в исторической части города; вместе с территорией бывшего сада представляет собой образец русской усадьбы начала ХХ в. Исторический особняк – это 7 одноэтажных комнат (залов), в правой части – двухэтажные служенные помещения (ныне – рабочие кабинеты), по высоте разнозначные одноэтажному уровню залов. Примыкающее к особняку двухэтажное кирпичное здание фондохранилища и реставрационных мастерских – постройка 1986; особняк и пристрой соединяются фойе и двумя экспозиционными залами, один из которых исторический, другой построен в 1986.Общая площадь территории музея – 0,4 га Общая площадь музея – 1517,3 кв. м Экспозиционная площадь – 359,1 кв. м Фондовая площадь – 460,3 кв. м Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего русского художника, уроженца г. Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).
Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 Нестеров подарил Уфе собранную им коллекцию русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ в.: 102 произведения, в том числе были произведения И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А.Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, А.Е. Архипова, Н.К. Рериха и др. известных художников. Особую ценность дара составили 30 произведений самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В настоящее время коллекция произведений М.В. Нестерова в собрании музея насчитывает 109 произведений (живопись и графика). Хронологические рамки коллекции в основном – 1878–1919, т.е. период формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы Нестерова, суть которой – в духовном возрождении человека в условиях «пустынножития», т.е. наедине с природой, в гармонии с нею на пути обретения им веры и любви к Богу. Комплектование коллекции произведений М.В. Нестерова – одно из приоритетных направлений в собирательской деятельности музея; первостепенную роль здесь играют приобретения у самого Нестерова и его дары 1927 и 1936, а также приобретения у членов его семьи и их дары – младшей дочери художника Н.М. Нестеровой (1903–2004) и его внучки И.В. Шретер (1918–2003) в 1969, 1970 и 1994, и дар внучек М.И. и Т.И. Титовых в 2005 и 2010. Уникальна и коллекция живописи одного из основателей русского футуризма и кубофутуризма Д.Д. Бурлюка (1882–1967): 37 произведений (портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915–1918, т. е. временем пребывания художника в Башкирии. По количественному составу и качественному уровню это самая крупная в России коллекция живописи Д.Д. Бурлюка. Основными источниками поступления здесь стали Уфимская художественная студия в 1919 и д. Буздяк Белебеевского кантона БАССР в 1923. В 1920–1930-е собрание музея пополнялось экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов (произведения К.А. Коровина, П.В. Кузнецова, Л.В. Туржанского, И.Н. Крамского, В.Г. Перова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и др.). Другими источниками поступлений стали Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица. В формировании музейного собрания велика роль М.В. Нестерова: благодаря его стараниям в 1929 ГРМ передал БГХМ ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И.К.Айвазовского, «Всадник-башкир» А.О. Орловского, «После ливня» И.П. Стефановского, а также работы Н.Н. Ге, А.А. Харламова, Н.К. Рериха. В результате были в основном сформированы коллекции древнерусского, русского и зарубежного искусства. В эти же гг. в результате экспедиций в самые отдалённые районы Башкирии, организованных музеем, начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства – уникальные образцы ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирного искусства и костюма башкир ХVIII – начала ХХ в. Экспедиции 1960–1970-х значительно пополнили эту коллекцию. В 1920–1930-е начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства РБ, являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретроспективы.
С 1950-х формируется коллекция советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали Министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х – выставки (всероссийские, международные и т.д.). В результате активной собирательской деятельности музея за его 90-летнюю историю были сформированы все основные коллекции музея: «Древнерусское искусство ХII–ХIХ веков», «Русское искусство ХVIII – начала ХХ века», «Западноевропейское искусство ХV–ХIХ веков», «Советское искусство», «Башкирское традиционное искусство» и «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан». Общая численность музейного собрания на сегодняшний день – более 11 тысяч экспонатов. Коллекция древнерусского искусства включает в себя уникальные памятники Московской и Новгородской иконописных школ кон. ХV–ХVII вв., так наз. северных писем ХVI в., палехского письма кон. ХVIII в., церковной меднолитой пластики ХII–ХIХ вв. и церковного серебра ХVIII–ХIХ вв.Коллекция русского искусства ХVIII – нач. ХХ в. состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Так, коллекция русской живописи ХVIII в. представлена парадным портретом, в основном неизвестных художников круга Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и И.-Б. Лампи, коллекция русского искусства первой пол. – сер. ХIХ в. – пейзажами П.В. Басина, С.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского, портретами О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, рисунками К.П. Брюллова, акварелями А.О. Орловского, произведениями скульптуры и фарфора. В основе коллекции русского искусства второй пол. ХIХ в. – дар М.В. Нестерова и поступления 1920-х – 1930-х: произведения Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Г.М. Хруслова, А.К. Саврасова, И.П. Стефановского, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, В.В. Верещагина, Ф.А. Рубо, С.В. Иванова, С.А. Виноградова, П.П. Похитонова, И.С. Остроухова, Н.А. Касаткина и др. Коллекция русского искусства кон. ХIХ – нач. ХХ в. включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: живопись и графика А.Н. Бенуа, Л.О. Пастернака, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря, В.А. Серова, К.А Коровина, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.И. Фешина, П.П. Кончаловского, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, П.В. Кузнецова и др., а также живопись Д.Д. Бурлюка, произведения скульптуры и ДПИ.В коллекции западноевропейского искусства ХV–ХIХ вв. – живопись Ф. Ваувермана, Дж.-П. Паннини, Д. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, Ж. Верне, Н. Ланкре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна, и др., собрание гравюры ХV–ХIХ вв., представляющее известные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, произведения скульптуры ХVIII–ХIХ вв. датских, итальянских и французских художников и фарфор (саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский). Тематика основных экспозиций и выставок построена по принципу демонстрации лучших произведений вышеназванных коллекций. Музей также организует и экспонирует выставки произведений художников РБ, выставки из крупнейших музеев страны (ГЭ, ГРМ) и музеев России в варианте публикаций их коллекций, совместных или обменных выставок. Организует и экспонирует также выставки из частых собраний, в том числе зарубежных.
Событием в жизни музея стали выставки последних лет: 2005 год – выставка «Русская оригинальная графика ХIХ – начала ХХ века из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова» в Московской специализированной школе акварели С. Андрияки, 2006 год – та же выставка в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, 2007 год – выставка «Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Живопись и графика второй половины ХIХ – первой половины ХХ века. Михаил Нестеров. Давид Бурлюка. Касим Девлеткильдеев. Александр Тюлькин» в Государственной Третьяковской галерее в Москве в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России».Приоритетным направлением в собирательской деятельности музея является пополнение коллекции произведений М.В. Нестерова, коллекции современного изобразительного искусства РБ и РФ.
Филиалы- Воскресенская картинная галерея
- Мемориальный дом- музей А. Э. Тюлькина
- Нефтекамская картинная галерея «Мирас»
- Стерлитамакская картинная галерея
Контактная информация
Директор Исмагилов Файзрахман Абдрахманович, (347) 272-17-24, sekretar_nesterova@mail.ru
Главный хранитель Сорокина Валентина Мефодьевна, (347) 272-26-17
Заместитель директора по науке Игнатенко Светлана Владиславовна, (347) 272-13- 85
Директор Исмагилов Файзрахман Абдрахманович, (347) 272-17-24, sekretar_nesterova@mail.ru
Главный хранитель Сорокина Валентина Мефодьевна, (347) 272-26-17
Заместитель директора по науке Игнатенко Светлана Владиславовна, (347) 272-13- 85
450077, г. Уфа, ул. Гоголя, д. 27 | |
(347) 273 42 36 | |
(347) 273 42 36 | |
museumnesterova@rambler.ru | |
http://www.museumnesterova.ufanet.ru |