Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Серпуховский историко-художественный музей»
Серпуховский историко-художественный музей занимает видное место среди региональных музеев России, во многом благодаря богатству художественной коллекции, в которой содержится целый ряд первоклассных, а в некоторых случаях и уникальных работ, дающих достаточно полное представление о различных этапах развития отечественного искусства и основных западноевропейских художественных школ. Не менее значимы в культурном плане сберегаемые в музейных фондах культовые реликвии, иконы, мебель, скульптура, графические работы, предметы декоративно-прикладного и гончарного искусства, образцы тканей, редкие книги и документы. И даже само здание музея, равно как и его филиалов, представляют собой значимые памятники архитектуры.
Предыстория музея и его собрания неразрывно связана с семейством серпуховских текстильных фабрикантов Мараевых. В 1882 г. семейство возглавила рано овдовевшая Анна Васильевна Мараева. Под ее руководством фабрики работали вполне успешно, что позволяло Мараевым оказывать существенную материальную помощь своим единоверцам - Преображенской старопоморской общине в Москве.Пользуясь правами, данными в 1905-1906 гг. всем вероисповеданиям, Мараева занялась устроением рядом с домом в Серпухове, занимаемым семьей, комплекса старообрядческой молельни со сторожкой и богадельней. Автором проекта выступил архитектор М. Г. Пиотрович. В 1910 г. все строения были готовы.При Анне Васильевне, наделенной большой старообрядческой культурой, в мараевском доме царил достаточно совместимый с раскольнической средой интерес к древностям, проявлением чего стало коллекционирование памятников древнерусского искусства – иконы XV–XVII вв. очень высокого художественного уровня, старопечатные и рукописные книги. В свое время Мараевой принадлежал знаменитый «Пустозерский сборник», содержащий автографы житий протопопа Аввакума и инока Епифания. Естественным для богатой старообрядческой семьи был интерес не только к церковным, но и к прочим предметам старины. Интерес этот носил по преимуществу бытовой характер: меблировка комнат, столовая посуда были представлены изделиями XVII-XVIII вв. Приобретала она предметы женской одежды XVIII–XIX вв. и шитье. А в 1896 г. Анна Васильевна стала обладательницей значительной подборки работ старых русских и западноевропейских мастеров. Для только что отстроенного городского особняка, возведенного по проекту крупного московского архитектора академика Романа Ивановича Клейна (ныне – основное здание СИХМ), она купила в Москве художественную коллекцию Юрия Всеволодовича Мерлина: ныне она составляет основу замечательного собрания западно-европейского искусства XVI-XVIII вв., а также русской живописи XVIII в. в Серпуховском музее. Юрий Всеволодович Мерлин (1836/37 - до 1912) происходил из старинного русского дворянского рода, владевшего поместьями в Московской губернии; есть основания думать, что и в Серпуховском уезде. Занимал незаурядное положение в чиновничьем мире; особым влиянием пользовался как приближенный князя В.А.Долгорукова, московского генерал-губернатора в 1865-1891 гг. Ю.В. Мерлин начал коллекционировать произведения искусства в 1860-х гг., может быть, и раньше: в его коллекции прослеживаются следы распродаж части императорских художественных собраний в середине 1850-х гг. базой приобретений Ю.В. Мерлина был столичный антикварный рынок, где в пореформенные годы распродавались богатейшие дворцовые и усадебные коллекции. «Каталог галерейных картин» собрания Мерлина, изданный в Москве во 2-й половине 1890-х гг. - включает 377 номеров (произведения западной и русской живописи и графики XVI-XIX вв.). Следует признать высокую художественную ценность таких картин, собранных Ю.В. Мерлиным и ныне хранящихся в СИХМ, как «Св. Иероним, внимающий трубам Страшного суда»: единственное в отечественных собраниях произведение фламандца Я. Янсенса; пейзаж «После бури» итальянца М. Риччи; «Жертвоприношение Иевфая» работы Ш. Лебрена.В последующие после покупки мерлинской коллекции годы, эта часть мараевского собрания не пополнялась, тогда как коллекция древнерусского искусства постоянно увеличивалась за счет весьма ценных образцов иконописи, книг и других предметов.
В 1918 г. предприятия и имущество Мараевых были национализированы. В их особняке со второй половины 1918 г. началось формирование музейных коллекций. Помимо мараевского собрания - образующего ядра музея - сюда стали поступать художественные ценности из национализированных особняков и поместий. В 1919-1920 гг. были открыты несколько экспозиций самой разнообразной тематики.
В конце 1920 г. Серпуховский музей - Музей старины и искусства - впервые открыл свои двери для посетителей. В 1920-е гг. фонды музея активно пополнялись. В 1923-1925 гг. Серпуховский музей получил из Москвы немалое количество произведений искусства - всего 127 экспонатов. Так был сформирован раздел русского искусства 2-ой половины XIX - начала XX вв., в котором хорошо представлены академизм и салонная живопись, передвижничество и разнообразные художественные направления 1890-1910-х гг. - причем особенно ценными были монографические коллекции произведений СТ. Конёнкова и Н.С. Гончаровой. Источником этих поступлений в музейных описях указаны 1-й Пролетарский музей и Мосгубмузей. Музей Серпухова пополнял свои фонды и из других источников. Это были, прежде всего усадьбы уезда: Рождественское-Телятьево (графов Соллогубов, в 1918-1919 гг.: книги, мебель); Семеновское-Отрада (графов Орловых-Давыдовых, в 1927- 1931 гг.: живопись, мебель, стекло); Рай-Семеновское (Нащокиных, затем Хутаревых, в 1927-1928 гг.: мебель, живопись, книги). В 1930 г. Серпуховский музей получил коллекцию весьма высокого уровня из Остафьева, имения сначала князей Вяземских, затем графов Шереметьевых. В основном, в Серпухов попали художественные памятники, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским, сыном известного поэта, в 1860-х гг.: живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей. Значительными были и поступления из музея г. Каширы (в 1930 г.: живопись, графика, керамика, стекло), из серпуховских церквей, монастырей: Владычного (Введенского, основан в 1360 г.) и Высоцкого (Зачатьевского, основан в 1374 г.) - в 1924-1932 гг.
На протяжении всего дальнейшего времени музей постоянно пополнялся памятниками по истории местного края и произведениями современного искусства из местных источников и центральных фондов. В 1956 г. музею придан историко-художественный профиль: отныне изучение и экспонирование памятников изобразительного искусства стало главным направлением в его деятельности. Музейные коллекции вызывали профессиональный интерес видных отечественных искусствоведов — Ю.И.Кузнецова, М.Я.Либмана, И.В.Линник, Н.Н.Никулина. В 1970-1980-х гг. большую работу по изучению и систематизации собрания западноевропейского искусства проделал сотрудник СИХМ, ныне доктор искусствоведения В.А.Садков.
В 1985 г. Серпуховский музей открывает свой первый филиал. В Троицком соборе на Красной (Соборной) горе была подготовлена экспозиция «Памятники архитектуры города и края» (в настоящее время Троицкий собор передан Русской православной церкви, экспозиции филиала будут открыты в здании уездного училища в историческом центре города (ул.Калужская, 48). А в 1987 г. в ведение музея была передана старообрядческая церковь Покрова вместе с великолепной коллекцией церковного искусства XVI–XX вв., собранием рукописных и старопечатных книг, церковной утвари. В музейных фондах сосредоточилось почти все художественное наследие, принадлежавшее А. В. Мараевой.
В 2002 г. музею был передан дом, в котором жил мастер фотопейзажа, один из самых ярких представителей пикториальной фотографии Николай Платонович Андреев. В настоящее время в Мемориальном доме фотохудожника Н. Андреева размещаются экспозиции: «История развития фотографии в г. Серпухове с середины XIX в. по 1930-е гг.», «Мемориальный отдел», посвященный жизни и творчеству Н. П. Андреева, а также выставочный зал. Серпуховский музей активно сотрудничает с музеями Москвы и Подмосковья.
Экспонаты СИХМ участвовали в выставочных проектах в России и за рубежом – в Италии, ФРГ, США, Корее, Хорватии, Монако.
В настоящее время Серпуховский историко-художественный музей хранит более 40 тысяч экспонатов. Основная экспозиция музея включает два раздела: "Русское искусство XVIII-ХХ вв." и "Западноевропейское искусство XVI-XIX вв.". Залы, посвященные русскому искусству, знакомят зрителей с портретами кисти Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, А.О.Орловского, картинами Г.И.Семирадского, К.Е.Маковского, А.А.Харламова, творчеством "передвижников" В.Е.Маковского, Н.А.Ярошенко, И.М.Прянишникова, пейзажами И.К.Айвазовского, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, В.Д.Поленова, сказочными образами В.М.Васнецова. Многообразен мир русского искусства начала ХХ века, представленный в музее работами К.А.Коровина, К.Ф.Юона, К.Ф.Богаевского, В.Э.Борисова-Мусатова. Предметом особой гордости музея является собрание живописи и графики русских художников-авангардистов - Д.Бурлюка, Р.Р.Фалька, И.И.Машкова, Н.С.Гончаровой, оригинальная коллекция скульптур С.Т.Коненкова, в основном, сказочного и фольклорного характера дореволюционного периода творчества мастера.Советская часть коллекции изобразительного искусства содержит работы видных художников 20-50-х годов XX века: А.М. Герасимова, С.В. Герасимова, В. Котова, П. Радимова, А.А. Бузовкина и др. В разделе западноевропейского искусства представлена живопись фламандской, голландской, итальянской, французской и других школ XVI-XIX вв. Полотна некоторых художников являются единственными в России. Экспозицию дополняют памятники скульптуры, мебели, фарфора и стекла.
Контактная информация
Директор Алейникова Жанна Сергеевна, (4967) 35-24-19
Главный хранитель Быкова Татьяна Михайловна, (4967) 35-14-20
Заместитель директора по науке Сущева Алла Николаевна, (4967) 35-14-20
Телефоны филиалов:
"Покровская старообрядческая церковь" - (4967) 35-17-53
"Дом фотохудожника Н.П.Андреева" - (4967) 72-78-59
"История Серпуховского края" - (4967) 35-17-53
142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Чехова, 87 | |
(4967) 35-17-53 | |
(4967) 35-17-53 | |
sihm@mail.ru | |