Государственное бюджетное учреждение культуры Нижегородской области «Нижегородский государственный художественный музей»
Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) — один из старейших музеев России, крупнейший музей изобразительного искусства в Нижегородской области. Музей был открыт 25 июня (7 июля) 1896 года, став одним из первых общедоступных музеев в русской провинции.
В настоящее время экспозиция музея располагается в двух зданиях, являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения:
• Дом военного губернатора (Кремль, корпус 3)
• Дом купца Д. В. Сироткина (Верхне-Волжская набережная, дом 3)
Нижегородский художественный музей принадлежит к числу старейших и первых в России общедоступных музеев. Инициаторами создания музея выступили профессор Академии художеств Н. А. Кошелев и художник А. А. Карелин, а также местная творческая интеллигенция.Музей был основан по решению Городской думы в 1894 г. (протокол заседания Городской Думы от 14 июля 1894 года "Об устройстве художественного музея в Нижнем Новгороде") и открыт для посетителей 25 июня (7 июля) 1896 г.
Открытие музея было приурочено к проведению в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки. В числе первых посетителей музея была императорская чета — Николай II и Александра Федоровна.С 1896 по 1934 год являлся художественным отделом объединенного Нижегородского городского художественного и исторического музея. 1 октября 1934 года произошло разделение объединенного городского музея на два самостоятельных — художественный и исторический.С 1924 года Нижегородский художественный музей располагался в доме бывшего городского головы Д. В. Сироткина. В 1990 году для размещения экспозиции музею дополнительно было передано здание дома губернатора на территории Нижегородского кремля. В доме губернатора расположена постоянная экспозиция русского искусства XIV-XX веков, проходят различные выставки. В доме Д. В. Сироткина в 2009 г. открыта крупномасштабная экспозиция западноевропейского искусства XV — начала XX веков, а также экспонируется картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина» — самое большое произведение в русском искусстве на тему отечественной истории (6х7 м).
Коллекция. Основу первоначальной коллекции музея составили живописные полотна, подаренные Н. А. Кошелевым и А. А. Карелиным, а также известными петербургскими и московскими художниками И. Е. Репиным, К. Е. Маковским, А. П. Рябушкиным, участниками Общества исторической живописи и Императорской Академией художеств, приобретавшей произведения отечественных мастеров для провинциальных музеев.После 1917 года источниками поступления экспонатов стали национализированные дворянские собрания (Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых и др.), Государственный музейный фонд, Государственная закупочная комиссия. Значительное число произведений было приобретено самим музеем.Большую роль в формировании музейного собрания сыграл Максим Горький, передавший в дар музею полотна Н. К. Рериха, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева.
Сегодня собрание НГХМ насчитывает более 12 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства (иконопись, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство), среди которых памятники национального и мирового значения.Коллекция древнерусского искусства включает в себя иконы XIV—XIX вв., лицевое шитье, художественное серебро, книжную миниатюру. Декоративно-прикладное искусство представлено произведениями мастеров нижегородских художественных промыслов — хохломской, городецкой росписи и лаковой миниатюрой.Гордостью музея являются произведения русских живописцев XVIII—XIX вв.: Ф. С. Рокотова, К. П. Брюллова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, И. И. Левитана, Ф. А. Малявина, К. А. Коровина, В. А. Серова, Н. К. Рериха, Б. Н. Кустодиева; работы мастеров русского авангарда: М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, К. С. Малевича, В. В. Кандинского; произведения современных художников.Коллекция западноевропейского искусства включает в себя произведения XV — нач. XX вв. ведущих национальных художественных школ Италии, Германии, Фландрии, Нидерландов, Голландии, Франции, Англии. Западноевропейская коллекция включает работы известных мастеров этих школ: итальянской — Д. М. Креспи, Б. Белотто, французской — Ж. Ф. Милле, Л. А. Г. Буше, немецкой — Л. Кранаха Старшего, голландской и фламандской — Я. Викторса, Д. Тенирса Младшего, Я. Йорданса, образцы европейской гравюры XVII—XVIII веков, фарфор Мейсенской, Венской, английской мануфактур XVIII века, знаменитый Севрский фарфор XIX столетия.
Здания музея.
Дом военного губернатора (Кремль, корпус 3). Трехэтажный дом военного губернатора начал строиться напротив северной стороны Спасо-Преображенского собора весной 1837 г. и был закончен в конце 1841 г. Место его расположения было указано лично Николаем I во время пребывания в Нижнем Новгороде в 1834 г. Здание создано по проекту архитектора И. И. Шарлемань в стиле позднего классицизма. До 1838 г. надзор за строительными работами осуществлял А. Л. Леер, затем работы продолжались под руководством А. И. Шеффера и А. Е. Турмышева. Главные фасады губернаторского дома были обращены: северный — на Волгу, южный — к собору. На первом этаже располагались жилые комнаты членов губернаторской семьи, на втором — императорские покои (на случай прибытия царской семьи в Нижний Новгород): гостиная, столовая, кабинет, спальни, буфет и еще несколько комнат. На третьем этаже располагались и церковь Святого Духа, которая была устроена в угловой северо-восточной части. Её освящение состоялось 18 сентября 1845 г., епископ Нижегородский и Арзамасский Иоанн совершил в ней первую литургию.По бокам дома были выстроены два флигеля: в восточном, вытянутом вдоль кремлевской стены, располагались губернская канцелярия и квартиры чиновников, в западном (не сохранился) размещалась гарнизонная гауптвахта. От дома к флигелю шла кованая железная решетка, поставленная на каменном цоколе.В 1852 году с западного фасада дома военного губернатора был разбит зимний сад, в котором среди южных деревьев и растений были устроены грот и фонтан. Губернаторский сад спускался по горе от самого дома к северной стене кремля, от Георгиевской башни до Ивановских ворот. В губернаторском дворце жили и работали 14 нижегородских генерал-губернаторов, сменяя друг друга вплоть до 1917 года.История дома военного губернатора в Нижегородском кремле связана с именами многих знаменитых исторических персонажей. В 1858 году здесь в гостях у нижегородского генерал-губернатора А. Н. Муравьева произошла встреча известного французского писателя Александра Дюма-отца с прототипами его романа «Учитель фехтования»: декабристом Иваном Анненковым и его женой Полиной Гебль. В 1894—1896 гг. во время ремонта дома губернатора по проекту архитектора Н. И. Иванова был выполнен металлический зонт над парадным входом и овальные пандусы подъездов, что несколько изменило архитектурный облик здания. Последующие перестройки касались, главным образом, перепланировки внутренних помещений.После 1917 г. в здании располагались обком и горком КПСС.В 1990 г. здание дома губернатора было передано Нижегородскому государственному художественному музею.
Дом Д.В. Сироткина (Верхне-Волжская набережная, д. 3). Главный усадебный дом купца 1-ой гильдии, нижегородского городского головы Дмитрия Васильевича Сироткина построен по проекту московских зодчих братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных в 1913—1916 гг. в стиле неоклассицизма. Этот стиль более всего отвечал желанию заказчика — возможности размещения в нем впоследствии музея.Строительные работы были начаты 14 августа 1913 г. и завершены 15 ноября 1916 г. Строительство особняка продолжалось 635 дней при участии рабочих 21 специальности в количестве 24 570 человек, гужевой транспорт составил 280 лошадей.Сравнительно небольшой по размерам двухэтажный особняк восхищает идеальными пропорциями, изяществом, интересными архитектурными приемами: глубокая лоджия на втором этаже, полуротонда на боковом фасаде с колоннами ионического ордера.На первом этаже помещались входной вестибюль, библиотека с примыкающей к ней бильярдной, конторы, комнаты ручного труда, комнаты прислуги и кладовые.Комнаты второго этажа имеют анфиладную планировку: столовая, гостиная, кабинет хозяина, личные покои хозяев — две спальни, разделенные раздвижной перегородкой. Дальние комнаты второго этажа с окнами во двор предназначались для прислуги. В отдельном дворовом пристрое размещалась кухня, соединенная с домом небольшим переходом.Внутреннее убранство дома Сироткина также подчинено идее гармонии: дубовый паркет и лестница, высокие окна, колонны, лепнина, великолепные потолочные росписи.Самому Сироткину практически не пришлось пожить в этом доме, он покинул Нижний Новгород вскоре после революции. Рассказывают, что в эмиграции он как-то поинтересовался судьбой своего дома и, узнав, что в нем разместился музей, остался очень доволен: оценили, сберегли! После революции усадьба Сироткина была национализирована и передана для размещения художественного отдела Нижегородского Объединенного музея, а с 1934 г., после окончательного разделения на исторический и художественный музеи — Нижегородскому государственному художественному музею.В 1930-е гг. к юго-западной части здания примыкает одноэтажное строение, в котором располагаются реставрационная мастерская музея. В 1968 году над пристройкой появляется павильон, предназначенный для экспозиции одной картины — «Воззвание Минина» К. Е. Маковского. В стенах дома Д. В. Сироткина художественный музей просуществовал до 1992 г., когда начался его первый со дня постройки капитальный ремонт и реставрация.Лишь в 2009 г. после семнадцатилетнего перерыва дом Д. В. Сироткина вновь был открыт для посетителей.
Контактная информация
Директор Жукарин Роман Юрьевич, (831)439-08-55
Главный хранитель Озерецковская Зоя Константиновна , (831)419-59-34
Заместитель директора по науке Кузнецова Ирина Николаевна, (831) 439-14-94
603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 3 | |
(8312) 39-0855 | |
art.museum.nnov@mail.ru | |
museum.nnov.ru/art |