Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Ярославский художественный музей»
Ярославский Художественный – крупнейший музей искусств в российской провинции. Музей является победителем первого конкурса "Окно в Россию"(1997 год). Музей основан по инициативе местных художников и любителей старины 5 декабря 1919 года постановлением Губернского отдела народного образования.
Начал свою деятельность с просветительской акции, организовав в апреле 1920 года выставку на ткацкой фабрике “Красный Перекоп”. Осенью 1920 года музей уже принял посетителей в первых залах постоянной экспозиции, расположенной в здании бывшей Консистории (1820-е гг., арх. Л. Руска, ныне возвращено Православной церкви). 1919-1924 гг. - Ярославская художественная галерея 1924-1936 гг. - художественная галерея Государственного областного музея (с 1930 г. - Ярославского областного краеведческого музея) 1937-1950 гг. - Ярославский областной музей искусств 1950-1959 гг. – Ярославский областной художественный музей 1959-1969 гг. - художественный отдел Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника с 01.01.1969 г. - Ярославский Художественный музей с 09.04. 1994 г - Государственное учреждение культуры Ярославской области «Ярославский художественный музей» с 17.02. 2011 - Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Ярославский художественный музей»/
Сегодня в богатейшей коллекции – свыше 70 тысяч единиц хранения – произведения XIII-XXI веков, представляющие мир духовности Древней Руси, блестящее классическое искусство и разнообразие современной культуры. Гордость собрания – ярославская школа иконописи, провинциальный портрет, произведения парижского периода творчества Константина Коровина, эталонные полотна мастеров русского авангарда. Ядро музейной коллекции сформировалось в первое десятилетие существования музея из собраний Ярославского художественного общества, местного отделения Общества охраны памятников искусства и старины, поступлениями из Государственного музейного фонда, в том числе из блистательного собрания русского авангарда - Музея Живописной культуры (г. Москва). Коллекция искусства XVIII-XX вв. создавалась профессионалами – Председателем Ярославского Художественного общества И.А. Лазаревым, искусствоведами А.И. Анисимовым и М.В. Бабенчиковым, художниками А. Малыгиным, М. Владыкиным, С. Шитовым, П. Мосягиным, краеведом П.А. Критским как история искусств.
Иначе, исключительно на местном материале, формировалась коллекция древнерусского искусства Государственными реставрационными мастерскими под руководством И. Грабаря. Уже тогда ярославское храмовое зодчество, стенописи и иконописание XVII века оценивались как одна из вершин русской культуры допетровского времени, и обнаруженные в церковных и монастырских древлехранилищах иконы составили основу экспозиции созданного в Ярославле в 1921 году первого в России Музея древнерусского искусства. В последующие 30 лет сохранялась первоначально заданная структура собрания, из экспозиций исчезли “формалисты”, а собирательская деятельность постепенно замирала. Необходимо вспомнить с благодарностью хранителей художественных коллекций того времени - А. Алехину, В. Митрофанова, сохранивших всё собранное и, в меру сил, развивавших музей, его коллекции и экспозиции.
В 1959 году, к 40-летию со дня основания музей получил ДАР. Гражданка Франции Г.Соловьева-Барбизан подарила родному городу картину Ф. Малявина и 11 полотен К. Коровина. С тех пор эта небольшая коллекция стала одной из примечательностей музея. По прошествии многих лет очевидно, что этот ДАР был своего рода пророчеством, возвестившим грядущие перемены. Дело в том, что коллекция работ К. Коровина представляла НЕИЗВЕСТНЫЙ дотоле в России последний период его творчества. И в дальнейшем, спустя два десятилетия, именно этот путь - “СОБИРАТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ” стал миссией музея.
Большую роль в самоопределении музейной политики сыграла совместная работа в 1978-82 гг. с бригадой московских реставраторов (рук. С. Голушкин и С. Ямщиков) над проектом “Ярославские портреты”, в процессе которого исследовалось явление, ранее недооцененное ввиду его маргинальности, началось целенаправленное формирование фонда Ярославского искусства. Но главное, в самосознании музея возник, и с тех пор постоянно укреплялся интерес к восприятию искусства Ярославля как целостного явления, развивающегося с древности до наших дней.
В 1986 году музей принял наследие М. Соколова, художника, чье творчество является самым ярким вкладом Ярославля в культуру 20 века.В начале 1980-х произошло становление важнейших принципов собирательской работы музея: осознание искусства как ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ДУХА, и внимание КО ВСЕМ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ, что приводило, как видим, к постоянному РАСШИРЕНИЮ ГРАНИЦ музейной коллекции.Это стало возможным благодаря интересу и азарту многих сотрудников. Так ярославцев 1900-30-х годов искала Н. Голенкевич, московских художников - Л. Юрова, провинциальный портрет изучала И. Федорова, позднюю икону вывозила из экспедиций Т. Васильева, а коллекцию декоративно-прикладного искусства начинала формировать Л. Битколова.Активно развиваются не только традиционные фонды, как собрание графики, которое интенсивно формирует Т. Лебедева, но появляются и новые направления коллекционирования: искусство Востока - предмет интересов Н. Пискуновой, церковно-прикладное искусство, которое начинала собирать Е. Большакова и продолжает Е. Макарова. Последовательно и энергично комплектует декоративно-прикладное искусство Н. Русанова. Экспедиции по области позволили ей расширить фонд народно-прикладного искусства и сформировать совершенно новую коллекцию городского костюма конца XIX-первой половины XX веков.
Экспозиции музея располагаются в старинных зданиях, которые сами являются памятниками истории и культуры России. В древнейшем здании города, редком образце гражданской архитектуры XVII века, Митрополичьих палатах представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства.(экспозиция «Древнерусское искусство 13 – 18 веков»). В Губернаторском доме, построенном по указу Александра I и служившим не только резиденцией ярославских губернаторов, но и путевым дворцом русских императоров представлено русское искусство с петровских времен до начала XX века ( «Русское искусство 18 – нач. 20 века»).Губернаторский сад был разбит в начале XIX века одновременно с постройкой Губернаторского дома. В целом он и сегодня сохранил свою первоначальную планировку, сочетающую в себе принципы регулярного и пейзажного паркостроения. Классический партер перед зданием, к которому подходит широкая центральная аллея, украшен фонтаном и ковровыми цветниками. Здесь располагается экспозиция «Скульптура в пленере» , работающая с мая по ноябрь.
Дом на Новинской. г.Тутаев. Левый берег. В 1990 г. музей занимает здание бывшего Романово-Борисоглебского городского общественного банка. Памятник архитектуры конца XIX в. (стиль модерн). Это музей-дом, “Домъ на Новинской”, соединяющий 2 экспозиции “Провинциальный банк” и “Квартира управляющего банком”..
Дом – музей А.М.Опекушина располагается в деревянном двухэтажном доме с мезонином, снаружи богато декорированный резьбой, построен в начале XX века местным пароходчиком Рябининым. В 1913 году дом приобретен К.М. Опекушиным, братом скульптора А.М. Опекушина для использования его в качестве лепного отделения при местной земской школе. В 1915 году лепному отделению присвоено звание академика-скульптора А.М. Опекушина. В 1988 году дом передан Ярославскому художественному музею для создания дома-музея скульптора-академика А.М. Опекушина, где до сих пор ведутся ремонтно – реставрационные работы.
Другие направления деятельности. Ярославский Художественный музей ведет активную выставочную деятельность, проводя их как в России и за рубежом около 50 выставок в год. Ярославский музей единственный в провинции, организующий выставки иконописи в других городах и странах. Крупными проектами музея являются: "Дружеское послание", "Достоянии России – россиянам" "Провинциальный идеализм", "Русские в Париже", "Наследие", "Искусство в коридорах власти", представляемые как в самом Ярославском Художественном, так и в крупных столичных и провинциальных музеях России, и на всех континентах мира.
С 2004 года в Музее действует эксклюзивная программа для самых взыскательных зрителей: "Открытые фонды живописи". Здесь представлены произведения конца XVIII – начала XX вв. . Программа рассчитана на специалистов, коллекционеров и любителей искусства. С 1996 г. здесь проводятся научные чтения по проблемам изучения древнерусского искусства. Конференция посвящена памяти известного исследователя ярославской иконописи Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Музей выпускает ежегодное научное издание – "Сборник научных чтений".
Ярославский Художественный одним из первых в России начал проводить музыкальные салоны в экспозиции /с 1971 г./. Именно здесь камерный ансамбль "Барокко" впервые исполнил неизвестные ранее произведения из Ярославского сборника XVIII века. "Барокко" (ансамбль в штате Музея с 2000 года) – полноправный участник музейной жизни: играет музыку всех направлений и стилей, от барокко до авангарда, работает на выставочных проектах, создает специальные детские программы. Живая музыка сопровождает и новогодние представления для детей, и музейные праздники, балы, салоны, свадебные приемы и торжественные презентации.
Музей стремится быть открытым, понятным и дружественным. Именно поэтому сегодня музей еще и экспериментальная площадка, развивающая современные формы музейной деятельности. В традиционное пространство музея и провинциального города активно встраиваются проекты мастеров современного искусства Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, городов России и Европы, концерты экспериментальной музыки. В Музее работают Театр-студия "Странник" и "Лаборатория перформанса". Это привлекает в музей наиболее активную часть общества – творческую молодежь.
Посещаемость Музея с каждым годом растет и составляет более 100 000 человек.Постоянный участник крупнейших российских и международных проектов, включающих туристические ярмарки, Всероссийский музейный фестиваль "Интермузей". В 2010 году Ярославский Художественный музей получил Грант Президента Российской Федерации на осуществление проекта по подготовке и созданию экспозиции «Искусство XX века»!
Филиалы
Контактная информация
Директор Хатюхина Алла Валерьевна, (4852) 32- 95- 85, allart08@mail.ru
Главный хранитель Лебедева Татьяна Альбертовна, (4852) 32- 81-90, lebedeva tatiana@mail.ru
Заместитель директора по науке Петрова Надежда Леонидовна, (4852) 32-81-85, yarpet@mail.ru
Директор Хатюхина Алла Валерьевна, (4852) 32- 95- 85, allart08@mail.ru
Главный хранитель Лебедева Татьяна Альбертовна, (4852) 32- 81-90, lebedeva tatiana@mail.ru
Заместитель директора по науке Петрова Надежда Леонидовна, (4852) 32-81-85, yarpet@mail.ru
150000 г.Ярославль, Волжская Набережная , 23 | |
(4852) 30 – 48- 31 | |
(4852) 30 – 48- 31 | |
artmuseum@adm.yar.ru | |
vk.com/club22067209 facebook.com/people/Ярославский-художественный-музей/1000 |