Государственное бюджетное учреждение культуры «Калининградский областной музей янтаря»
Калининградская область обладает крупнейшим в мире месторождением янтаря. Именно поэтому Исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся в 1968 году принял решение о создании в Калининграде Музея янтаря, под который была определена крепостная башня 1853 года постройки.
Башня является объектом культурного наследия федерального значения, она входила в кольцо оборонительных укреплений города Кёнигсберга и носила имя прусского генерал-фельдмаршала Ф.К. Дона (1784 – 1859), участника освободительной борьбы против наполеоновского нашествия в составе русско-немецкого легиона. 10 апреля 1945 года на башне Дона было водружено Знамя Победы над городом-крепостью Кёнигсберг.
В течение десяти лет над рождением нового музея работали сначала автор идеи его создания и директор Калининградского областного краеведческого музея М.И.Попова, затем сменившая ее А.Е. Цыганкова. Завершающий этап работ пришелся на директорство Л.Г. Зайчиковой, при которой краеведческий музей, благодаря появлению Музея янтаря в качестве его филиала, изменил свой статус на историко-художественный.
И все эти годы практическую работу над созданием нового музея вела С.П. Гуляева, будущий зав. Музеем янтаря вплоть до 2003 года. Главным архитектором музея был ленинградец Г.С. Хозацкий.
Открытие единственного в России музея, посвященного «золоту» Балтики, состоялось в 1979 году. Это было важное событие в культурной жизни края. Музей янтаря сразу стал одним из самых востребованных туристами мест города, гордостью калининградцев. Количество посетителей в год составляло до 400 тыс. человек. В 1980-х годах выставка из собрания музея объехала почти всю Россию, включая Сибирь и Дальний Восток, побывала в Швеции, Японии, в приграничных польских воеводствах – Эльблонгском и Ольштынском. В 1984 году музей организовал и провел в Калининграде всесоюзную научно-практическую конференцию «Естественная история янтаря и проблемы его художественной обработки», имевшую большой резонанс на огромном пространстве СССР.
1985 год заметно отразился на судьбе музея. Наступили трудные в материальном отношении времена. Постепенно прекратились закупки изделий для коллекции, затем вообще какие-либо приобретения для музея. В 90-х он лишился статуса филиала и стал отделом историко-художественного музея. Его перестали даже ремонтировать. Сохранялся и развивался только кадровый ресурс, – сотрудники продолжали представлять музей на научных конференциях по янтарю в Польше, Литве, Испании.
В 2003 г. Управление культуры Калининградской области приняло решение о реструктуризации Калининградского областного историко-художественного музея и выделении Музея янтаря, который находился к тому времени в состоянии полного обветшания и упадка, в самостоятельное юридическое лицо. Директором его, после конкурсной процедуры, была назначена Т.Ю.Суворова. Началось второе рождение музея.
2004 – 2005 годы стали временем возрождения положительного имиджа Музея янтаря как центра духовной культуры, как субъекта янтарной отрасли края. Была сформирована креативная команда, с большим энтузиазмом приступившая к возрождению музея, разработана новая концепция развития, создан web-сайт музея. В 2006 году Суворовой Т.Ю. под руководством Министерства культуры области разработана программа «Развитие ГУК «Музей янтаря» и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли в 2007 – 2011 годах», которая вошла составной частью в целевую программу Калининградской области «Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2007 – 2011 гг.». Она была защищена 25 декабря 2006 г. на заседании Правительства Калининградской области. В течение 2007 – 2008 годов успешно шел процесс ее реализации.
Наступило время бурного развития Музея янтаря по всем направлениям: ремонту и реставрации здания и оборудования, созданию технической базы, активизации выставочной деятельности, реализации издательской программы, активному пополнению коллекции и пр. Произошла радикальная смена репутации музея. За 2007 – 2008 годы он стал одним из ведущих музеев области.
Большой вклад в возрождение Музея янтаря внесли: Правительство и Министерство культуры Калининградской области, директор Т.Ю.Суворова, зам. директора по научной работе З.В.Костяшова, зам директора по АХЧ А.И.Абанин, зам. директора по связям с общественностью М.А.Ядова, главный специалист по развитию проектно-выставочной работы Т.И. Лысова, зав. отделом маркетинга Н.Г.Шевчук.
Благодаря выставочной политике и методике работы с посетителями, а также преобразованиям в музее количество посетителей с 90 тыс. чел. в 2003 году выросло до 236 тыс. чел. в 2008 году и, правда, снизилось в 2009, кризисном, году до 160 тыс. чел. Всего за 30 лет в музее побывало более 8 миллионов человек. Количество экскурсий увеличилось с 292 до 1200 в 2010 году.Особое внимание музей стал уделять работе с подрастающим поколением, – в авторских образовательных программах, которых в настоящее время насчитывается 17, принимают участие до 20000 детей в год. Доходы от основной деятельности музея к 2011 году выросли более чем в три раза. Количество выставок увеличилось с 2-х до 20 в год, всего с 2003 по 2011 годы состоялось 125 временных выставок естественнонаучной и декоративно-прикладной направленности различного статуса.
Коллекция музея за семь лет пополнилась на 11 тыс. единиц хранения, в том числе предметами такого класса, который не был представлен в музее ранее: антикварными произведениями, уникальными инклюзами, изделиями зарубежных художников. Созданы библиотека по ювелирному и камнерезному искусству и научный архив музея. Высок научный потенциал музея, что проявляется в систематической организации в Калининграде международных научных конференций и участии в таковых за рубежом, в издании научных публикаций.Музей ведет активную издательскую деятельность, формируя страничку о калининградском янтаре в истории культуры России. Все издания сопровождаются переводом на английский язык. За семь лет издано 26 книг.
Сегодня коллекция музея насчитывает более 14000 единиц хранения.
Его деятельность направлена на систематизацию естественнонаучных и историко-культурных знаний о янтаре, поэтому в экспозиции янтарь рассматривается во взаимосвязи разных наук: палеонтологии, минералогии, геологии, естествознания, географии, археологии, истории, искусствоведения.
Экспозиция располагается на трех этажах башни на площади 1000 кв. м. В естественнонаучном разделе представлены коллекции «солнечного камня»: по весу, в том числе самый большой в России янтарь весом 4 кг 280; по формам (капли, сосульки, натёчно-скорлуповатые и другие формы); по цвету (различают около 300 оттенков самоцвета), по степеням прозрачности (их пять). Особой ценностью в собрании музея обладает коллекция инклюзов – включений в янтаре представителей флоры и фауны 40-миллионной давности. Она насчитывает более 8000 образцов. Янтареподобные смолы включают в себя образцы из Польши, Румынии, Франции, Японии, Доминиканской Республики, Колумбии, Украины, Беларуси, Армении, Азербайджана, а также из одиннадцати месторождений на территории России. Историко-культурный раздел рассказывает о бытовании янтаря с древних времен (IV тыс. до н. э.) до наших дней.Особого внимания заслуживает комплекс «Янтарь в искусстве XVII-XVIII веков» – эпоха расцвета художественной обработки янтаря. Он представлен оригиналами, переданными в дар музею Оружейной палатой Московского Кремля в 1979 году, а также копиями и научными реконструкциями янтарных предметов, выполненными ленинградскими художниками в 1978 – 1985 годах. Калининградский музей янтаря был первым музеем в СССР, начавшим работу по реставрации старинных янтарных изделий. Он стал своеобразной лабораторией, в которой отрабатывались на копиях и реконструкциях приемы работы с янтарем, существовавшие в XVII - XVIII веках. Это был начальный этап воссоздания знаменитого шедевра из солнечного камня – Янтарный комнаты Екатерининского дворца. Открытием музея последних двух лет стала информация об использовании балтийского янтаря в женском костюме староверов Забайкалья, начиная с XVIII века. Тяжелые нитки из крупного натурального обточенного янтаря разной величины украшали грудь в несколько рядов. Количество нитей и размер янтаря свидетельствовали о благосостоянии семьи. Староверы передавали ценное имущество по наследству, из поколения в поколение, и сохранили их до наших дней. Подлинные старообрядческий костюм и нитки янтарей заняли свое место в экспозиции, – открыта новая страница использования янтаря в России.
ХХ столетие представлено предметами «Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры» (1926 – 1945) и продукцией Калининградского янтарного комбината, начавшего работу в 1947 году. Янтарная мануфактура была крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии.Преемник мануфактуры Калининградский янтарный комбинат представлен серийной продукцией 1950 – 1990-х годов и авторскими работами. Среди последних – уникальные изделия 50 – 60-х годов – ваза «Изобилие» высотой 105 см и модель атомохода «Ленин», первый вариант которой был передан в дар Советским правительством американскому президенту Д.Д.Эйзенхауэру в 1960 году.
В настоящее время в Музее янтаря сформировалась значительная коллекция авторских работ современных художников, работающих с янтарем, – российских и зарубежных. Это стало возможным благодаря активной проектной деятельности. В экспозиции представлены около 150 произведений 60 художников из десяти стран: Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, России, США, Франции, Японии. С 2003 г. музей – организатор областной выставки-конкурса произведений из балтийского самоцвета «Янтарная осень», которая проходит раз в два года, а с 2005 года – международной биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь» (исконно русское название солнечного камня), в которой принимают участие художники из Германии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Португалии, России, Франции, Японии.
Партнерами Музея янтаря являются крупнейшие музеи России: Государственный Эрмитаж и Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село» в Санкт-Петербурге, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН в Москве, а также Саратовский областной музей краеведения, Республиканский музей изобразительных искусств, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Палеонтологический институт РАН и др. Среди зарубежных партнеров можно назвать Шведский и Литовский институты, музеи янтаря в городах Гданьске (Польша), Паланге (Литва), Рибниц-Дамгартене (Германия), Копенгагене (Дания), Музей прикладного искусства и дизайна в Риге (Латвия), объединения художников в Польше и Франции и множество других организаций. Сегодня Калининградский музей янтаря стремится стать одной из стратегически важных институций края в области научных исследований, просвещения, экспертизы янтаря, международных контактов и пр., – т.е. развивать янтарную отрасль и участвовать в формировании положительного имиджа Калининградской области в российском и международном контекстах.
Контактная информация
Директор Суворова Татьяна Юрьевна, (4012) 46-65-50, director@ambermuseum.ru
Главный хранитель Семенюта Анна Петровна, (4012) 46-06-13, depository@ambermuseum.ru
Заместитель директора по науке Костяшова Зоя Васильевна, (4012) 46-63-77, koctyashova@ambermuseum.ru
236016, г. Калининград, площадь Маршала Василевского, д.1 | |
(4012) 46-6550 | |
info@ambermuseum.ru | |
ambermuseum.ru |