Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья»

назад

Этнографический музей народов Забайкалья основан по постановлению бюро ОК КПСС и Совета Министров Бурятской АССР от 12 мая 1968 г. Для посетителей музей был открыт в июле 1973 г. Музей расположен в черте г. Улан-Удэ в живописной местности Верхняя Березовка. Создание ЭМНЗ - результат заботы правительства республики о сохранении памятников истории и культуры народов Забайкалья. Идея создания музея принадлежит академику А.П. Окладникову. Научная концепция была сформулирована учеными отдела этнографии БИОНа БФ СО АН СССР под руководством профессора Е.М. Залкинда, оставившего глубокий след в изучении истории Бурятии. Основными задачами музея являются: знакомство посетителей с историей края, с материальной и духовной культурой народов Забайкалья; сбор и научная обработка вещественных памятников; показ их в историческом развитии и взаимодействии; воспитание патриотизма и интернационализма; воспитание любви и уважения к положительным традициям прошлого.

Со дня открытия и до сего времени Этнографический музей пользуется огромной популярностью у населения республики и ее гостей. В течение года его посещает более 100 тысяч человек, что является высоким показателем для данного региона. Интерес к музею не ослабевает с течением времени, вероятно, потому что он находится в постоянном развитии. Создание новых экспозиций, смена выставок, организация фольклорных праздников и, наконец, всеми любимый "Уголок живой природы" - все это привлекает посетителей разных возрастных и социальных групп.Этнографический музей продолжает строиться. По перспективному плану его развития предполагается ввод в экспозицию новых объектов музейного значения. Ныне общий экскурсионный маршрут составляет более трех километров и длится около двух часов.Этнографический музей проводит передвижные выставки в школах и других учебных заведениях г. Улан-Удэ, посвященные материальной культуре бурят (в рамках празднования «Сагаалгана» - Нового года по восточному календарю), старообрядцев – семейских, казаков и др. По заявкам организаций и учреждений музей организует тематические выставки, лекции, экскурсии. Научные сотрудники музея принимают активное участие в региональных и международных научно-практических конференциях, ведут научно-исследовательскую и фондовую работу.

Этнографический музей с момента своего основания является достопримечательностью и украшением г. Улан-Удэ. Ежегодно в феврале - марте здесь проводится крупнейшее в столице Бурятии культурно-массовое мероприятие – народное гуляние «Масленица», которое посещают тысячи горожан. Привлекают внимание посетителей шаманские обрядовые «тайлаганы», праздник «Троица», традиционно проходящие на территории музея. В последние годы в музее проводились такие масштабные республиканские мероприятия, как «Алтаргана - 2006», Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» и др. Музей состоит из ряда комплексов.Археологический комплексЗнакомство с Этнографическим музеем народов Забайкалья начинается с археологического комплекса, где воссозданы подлинные памятники глубоких древностей этнической Бурятии. Эти экспонаты содержат информацию о минувших эпохах, создавая исторический фон, на котором шло формирование ее коренных народов: бурят и эвенков.Уникальный геофизический ландшафт региона, отраженный и в экспозиционном пространстве комплекса, который вместил в себя горные образования, таежные массивы, зоны полупустынь и степные просторы, разнообразные водные артерии и водоемы, включая Байкал, богатство животного и растительного мира, рудных ископаемых, привлекал человеческие сообщества с древнейших времен. В 2000 г. возле села Засухино Прибайкальского района археологами под руководством Л.В. Лбовой найдена стоянка первобытного человека (синантропа) эпохи кайнозоя - 400 000 лет назад. Не исключено, что и это не нижняя временная планка освоения региона далекими предками людей. Современные научные данные ( Лаухин 1999, 2000 г.г.) показывают, что фронтально продвигаясь на север, человек достиг 38* - 45* северной широты 0,9- 1 млн. лет назад, что согласуется со временем начала заселения южных районов Центральной Азии. Исследование таких памятников как палеолитическое поселение Подзвонкая (юго-восток Кяхтинского района), Сухая Падь, Тургень, Тэма-Перевал, Кудара-Сомон 1, 2, показало, что активное освоение предгорных районов южной Бурятии проходило 40-35 тысяч лет назад.Стойбище эвенков:- Зимнее стойбище (зимник - мэнэйен) состояло из одного – двух чумов и размещалось рядом с пастбищами диких оленей;- Весеннее стойбище (ненгнеркит) – размещалось рядом с местами отела оленей;- Осеннее стойбище (хиголоркит) – размещалось рядом с местами гона оленей;- Летнее стойбище (летник - дюворкит) – насчитывало до 10 чумов и располагалось у рек в местах рыбной ловли.- Вдоль кочевых троп устраивали кратковременные стоянки (урикит).Зимники и летники служили двум – трем и более поколениям.Основные типы жилищ и хозяйственных сооружений:- Основное жилище – переносной конический чум (дю, дюкан, джу) с каркасом из 40 жердей, крытый летом берестой, зимой ровдугой. В центре устраивали очаг, над ним – жердь для котла - (икэптун). Места за очагом напротив входа – малу – предназначались для гостей, справа и слева от входа – чонгу – для хозяйки, дальше – бе – для всех остальных членов семьи.- Корьевой чум, летом крытый дерном, зимой еще и снегом (голомо, утэн).- У разных групп эвенков (манегры, бирары) бытовал чум, крытый травой, тростником, бывали также 4-угольные дома из жердей (на Витиме и Охотском побережье), полуземлянки. У русских эвенки заимствовали срубное жилище (Катангский район, Приамурье, Забайкалье, Верхняя Лена), у якутов – бревенчатую юрту (балаган) и летнюю урасу, у бурят в Забайкалье – войлочную юрту. - Хозяйственные постройки: свайные настилы (дэлкэн), срубные амбары и лабазы – помосты на невысоких сваях (нэку), вешала (меван, капиталги). Посуда и бытовая утварь:Из бересты изготавливали сосуды: чуманы – квадратные и плоские емкости, чумашки – мелкие чашки, туясы – высокие сосуды для воды и др., также делали короба для хранения одежды, запасов, инструментов, женских принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи и табака. Посуда была также деревянная долбленая. В 19 веке в обиход вошла покупная утварь – медные котлы, чайники, фарфоровые чашки, хранившиеся в «чайном» ящике.Предбайкальский сектор музея представлен двумя усадьбами крестьян разного достатка и двумя 8-стенными деревянными юртами, привезенными из разных регионов. Усадьба зажиточного бурята из села Хореты, ныне Нукутского района, Иркутской области, представлена домом-зимником хозяев, домом для наемных работников, летней юртой, летней кухней-поварней, рядом хозяйственных навесов для хранения инвентаря, земледельческих орудий, средств передвижения и обработки шкур животных и завозней. Дом-зимник был построен в 1892 году, он является широко распространенным типом жилищ зажиточных крестьян-бурят, занимавшихся земледелием наряду со скотоводством. Дом-зимник по размеру большой, квадратной формы, имеет 8 окон, выходящих на все стороны, к нему пристроены холодные сени, выходящие на открытую веранду. В сенях есть лестница, ведущая на чердачный балкон. Интерьер дома характеризует как традиционный бытовой уклад, так и значительные новшества, принесенные русскими крестьянами: русская печь, самовары, посуда из фарфора и фаянса, образцы мебели – добротные шкафы, стол из дуба, этажерки, « венские» стулья, на стены вывешены семейные фотографии в рамке, в углу висит христианская икона.На самодельных деревянных диванах (сапа) лежат хубсары - коврики, сшитые из камусов диких и домашних животных – телячьих, жеребячьих, овечьих, оленьих. На сундуке лежит необычный ковер, сотканный на ручном станке из конских волос – таар, с полосатым орнаментом, составленным из разных цветовых оттенков, производство которых имело в прошлом локальный характер. Тары имели сугубо бытовое назначение., размеры тааров подгоняли под размеры мебели , в основном, в качестве подстилок на деревянные диваны (сапа), лавки, сундуки. Иногда укрывали мешки с хлебом на случай дождя или же стелили на пол .Вторая усадьба предбайкальского бурята-крестьянина среднего сословия также представлена домом-зимником и 4х-стенной летней юртой с открывающимся дымоходом-люком. Оба строения перевезены в музей из села Аляты, ныне Аларского района, Иркутской области. Построены в конце 19 в. Принадлежали Нархиновой З.Г, ныне проживающей в г.Улан-Удэ.Дом-зимник с низкой покатой крышей, с холодными сенями, т.н. «пятистенок» был наиболее типичным жилищем для большей части крестьян-бурят Иркутской губернии в конце 19- начале 20 века.Забайкальский комплекс Этнографического музея представлен усадьбой зажиточного бурята - домом- зимником, двумя летними юртами двухкамерным амбаром , показом переносной решетчато- войлочной юрты и культовым буддийским храмом (дуган).Дом-зимник был построен в 1912 году русским плотником Степаном Зуевым. и хозяином дома Ринчином Цыремпиловым. Перевезен из села Арбижил, Заиграевского района.Зимник представляет большое прямоугольное помещение, с окнами, выходящими на юг и запад. К дому пристроена вторая изба, имеющая подсобное значение, меньшая по размеру и соединенная с первым холодными сенями . Высокое крытое крыльцо с навесом и перилами пристроено к входу дома с южной стороны. Такие дома, рубленые по русскому образцу становятся основным типом жилищ забайкальских зажиточных бурят в конце 19 – начале 20 века.Русский старообрядческий комплекс – один из интереснейших отделов музея. Он всегда вызывает восхищение посетителей. Забайкальские старообрядцы – «семейские» - представляют собой одну из интересных этноконфессиональных групп края.Старообрядческий «семейский» комплекс музея представляет собой типичную улицу односторонней застройки конца 19 – начала 20 вв. Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом-«связь» зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, изба крестьянина – ремесленника, дом богатого старообрядца, а в некотором отдалении расположена часовня беспоповцев. Корме того, в комплексе реконструированы уникальные ворота, вывезенные из с. Новая Брянь. Усадьба зажиточного крестьянина состоит из переднего двора, отгороженного от улицы заплотом, скотного двора и огорода. Во дворе, расположены жилой дом, зимовье, навес для сушки зерна, амбар с сусеками, сарай и завозня для хранения транспортных средств и хозяйственного инвентаря. В скотном дворе имеются загоны и сеновал. В огороде – баня по-черному и колодец. Жилой дом – «связь» зажиточного крестьянина М.Л. Зайцева из с. Надеино Тарбагатайского района – трехкамерное жилище, состоящее из горницы и жилой избы, разделенной холодными сенями. Горница считалась парадной частью дома, здесь принимали гостей, совершали религиозные обряды. Жилая изба внутри условно делилась на три части: передний угол, печь и запечье. В переднем (красном) углу стоял стол, над ним помещалась божница. Вдоль стен стояли широкие деревянные лавки, недалеко от входа расписная кровать, под потолком устраивали полати. Широкая глинобитная, реже кирпичная, русская печь являлась главной частью интерьера горницы и избы. Усадьба бедного крестьянина - ремесленника Красикова из с. Барыкино-Ключи представлена домом, построенным в 1861 г. В доме и во дворе находятся предметы и орудия домашних ремесел. В отдалении стоит кузница, перед ней станок для ковки лошадей и «бало» - приспособление для гнутья дуг и полозьев саней. Русский старожильческий (казачий) комплексВсе постройки Русского старожильческого комплекса музея срублены в традициях русского деревянного зодчества. В комплекс входит усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина.Дом станичного атамана – подлинный памятник конца 19 в. Перевезен в музей с бывшей Вознесенской улицы из Заудинской станицы г. Верхнеудинска. Дом представляет собой срубное жилище с застекленной верандой. Во внутренней планировке дома прослеживается влияние городского быта, что было обусловлено тесной торговой связью зажиточных казаков с городом, в особенности эта связь проявилась в конце 19 – начале 20 вв.В Этнографическом музее ведется работа по созданию комплекса «Старый Верхнеудинск», рассчитанная на длительный срок. В перспективе комплекс будет представлять из себя типичный уголок городской застройки 19- начала 20 веков с улицей старого Верхнеудинска, площадью, домами купцов, мещан, ремесленников. На данном этапе в комплексе восстановлены некоторые памятники деревянного зодчества. Архитектурной доминантой музея является Никольская церковь. Никольская церковь перевезена в 1971 г. из с. Никольск ныне Мухоршибирского района Бурятии. Основа церкви состоит из двух поставленных рядом Т-образных срубов (куба с трапезной), каждый из которых покрыт двускатной крышей с металлической кровлей. Стены имеют 23 венца, рублены «в лапу», отесаны с внутренней стороны. С восточной стороны примыкает пятистенная апсида, с западной – двускатный навес-веранда. Церковь стоит на бутовом фундаменте. Массивная двухпольная входная дверь ведет в притвор и затем в трапезную. Из притвора ведет лестница на колокольню. Особенностью планировки Никольской церкви является постепенное нарастание ширины, подобно Троице-Селенгинскому монастырю и другим храмам. На двускатной крыше куба, трапезной имеются разные по площади два четверика, рубленые «в лапу», а еще выше – восьмерики. Из куба и трапезы на северную и южную стороны выходят по 6 однотипных окон, в апсиде 3 таких же окна, Внутри храма имеется иконостас площадью 46 кв. м., в котором размещены 6 ярусов икон.

В течение года музей посещает более 100 тысяч человек.

Добро пожаловать в Этнографический музей народов Забайкалья!

Контактная информация

Директор Шоболова Светлана Игоревна, (3012) 44-33-10

Главный хранитель Шагланова Ольга Андреевна, (3012) 44-33-10

Заместитель директора по науке Содномпилова Мария Михайловна, (3012) 25-37-92, Sodnompilova@yandex.ru

670047 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Верхняя Березовка, ЭМНЗ, дирекция
(30 12) 44-3310
(30 12) 33-2510
emtp@mail.ru
etnomuzei-rb.ru
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea